Разоблачение сериала "Плевако": От истории к абсурду
Сериал "Плевако": современная деконструкция классики или карго-культ без границ?
С телекрана на нашей памяти еще свежи яркие кадры сериала "Плевако", который дебютировал в 2024 году благодаря таланту режиссера Анны Матисон. В таком фильме, как фейерверк, внезапно вспыхивают имена: Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако за яркой оберткой сверкающего шоу скрывается нечто более сложное и неоднозначное. Постараемся разобраться, что на самом деле представляет собой данный проект, который вызвал бурные обсуждения среди зрителей и критиков.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
На первый взгляд, описание сериала может создать впечатление о его исторической достоверности. Проблема в том, что после первых же минут просмотра становится очевидно: историческая точность не входит в число приоритетов создателей. В центре сюжета оказывается фигура знаменитого юриста Фёдора Никифоровича Плевако, чья судьба на экране превращается в экстравагантную смесь кинокомикса с знаковыми элементами боевика, мистики и даже абсурдной романтики.
Главный герой, переименованный в Николая Фёдоровича (видимо, чтобы облегчить зрителям произношение), представляется в обличии современного супергероя, обладающего невероятными навыками. Он мог бы составить конкуренцию любому персонажу Marvel, демонстрируя навыки паркура, кунг-фу и даже суперзрения.
Сюжет начинается с абсурдной сцены, где погибшая мать юриста получает похороны по языческому обряду, а потом главный герой демонстрирует свои боевые способности на подпольных боях. Затем он вернется в Москву, чтобы взять на себя громкое уголовное дело, вовлеченное в тайны и загадки. Каждая новая серия представляет собой отдельный судебный процесс, где Николай использует не только дедуктивные методы, но и умение воссоздавать события в формах 3D-проекции, пробуждая разного рода флешбэки, создавая довольно нелепую гармонию исторической комедии и современных образов.
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Одной из основных причин критики сериала является его волшебное обращение с историческими фактами. Наиболее ярким примером служит образ антагониста — обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, который неожиданно начинает вмешиваться в уголовные дела, что выглядит не только неправдоподобно, но и комично, поскольку эта должность традиционно отвечала за духовные дела и цензуру. Похоже, что авторы проекта не утруждали себя большим изучением истории, полагая, что в XIX веке поезд «Сапсан» легко мог бы курсировать между двумя столицами.
Неприятный шок вызывает также и образ промышленника Демидова, представленного как карикатурный злодей, потерявший всякое достоинство и превращенный в шаблонного антагониста, способного лишь насмехаться над добродетельным юристом. Отсутствие глубины в характеристиках таких персонажей лишь усугубляет картину, превращая их в удобные мишени для установки главного героя как положительного персонажа.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Сравнения с западными проектами неизбежны. Если взять на заметку успешные образцы как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", которые деликатно адаптируют сценические истории, "Плевако" больше напоминает еле переведенный комикс с вкраплениями неуместного юмора. Неизбежное следование современным трендам создает ряд нелепых моментов: например, помощник Плевако с постоянностью вставляет английские слова, а сам юрист с пафосом напоминает о своей калмыцкой идентичности, что больше похоже на попытку создать очередного супергероя.
Включение в сценарий элементов феминизма и культурного марксизма проявляется в ярких образах сильных и независимых героинь, чьи реплики порой звучат как пустые лозунги, взятые из Twitter. Вместо глубокого анализа характеров создатели полагаются на клише, попадающие в струю потребительского вкуса, что оставляет желать лучшего в плане развития персонажей.
Кастинг и актерская игра
Несмотря на откровенные сценарные провалы, актерский состав выглядит довольно ярко. Сергей Безруков без труда вписывается в роль харизматичного юриста, хотя местами можно заметить переигрывание во время сцен "трансцендентных откровений". Ольга Лерман, в роли Марии Демидовой, добавляет нужную долю драмы, но ей явно не хватает выразительности, чтобы ее персонаж запомнился плохо. В то время как Николай Шрайбер эффективно перекрывает недостатки своей партнерши, создавая яркий образ нестабильного мужа.
Игорь Гордин, исполняющий роль Победоносцева, с помощью театрального опыта делает свой персонаж более многогранным, однако, как и остальные, страдает от глупостей сценария. В конечном счете, кастинг отвечает общему уровню художественного исполнение: добротно, но без изюминки.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Невзирая на сюжетные недостатки, визуальное оформление сериала вызывает положительные эмоции. Костюмы и декорации создают достаточно эстетическую атмосферу, которой не хватает исторической правдоподобности, но она все же хорошо выполнена. Стиль снятия флешбэков иногда тяжеловесен, почти театрален, остро нуждается в кинематографической энергии и движении, чтобы по-настоящему захватить зрителя.
Итоги и выводы
"Плевако" становится живым примером современного российского телевидения, пытающегося встать на грани между пародией и серьезным искусством. Авторы словно стараются угодить всем: поклонникам исторических драм, любителям развлечений в жанре боевиков и тем, кто ценит легкий абсурд. Получившийся в итоге результат — это эклектичное творение, которое в равной мере вызывает смех, досаду и любопытство.
Стоит ли тратить время на просмотр этого сериала? Если вы готовы закрыть глаза на явные сценарные несоответствия и исторические вольности, "Плевако" может стать неплохим развлечением. Но если вы ищете глубину и историческую точность, стоит отложить этот проект в сторонку. Это скорее аттракцион, чем серьёзное художественное высказывание, и, возможно, именно эта игра происходит на стыке жанров и делает его интересным.